Что такое «робот»? Советы профессионалов

Просмотров: 780

Автомобильный журнал «Картель» продолжает рассказывать обо всем, что происходит в мире автомобилей.

Сейчас мы вводим новую рубрику «Советы профессионалов», где признанные мастера в области ремонта и обслуживания расскажут об основных поломках узлов и том, как их отремонтировать. Первый материал посвящен особенностям роботизированных коробок передач.

Итак, что мы знаем о преселективных коробках передач? В отличие от традиционных «автоматов», где крутящий момент от двигателя к шестерням передается трансмиссионным маслом, в «преселективах» есть настоящее сцепление. Коробки первого поколения (у Opel это Easytronic, у BMW — SMG, а у Ford — Durashift) отличались одним диском сцепления, современные роботы (DSG у Volkswagen, Powershift у Ford и PDK у Porsche) оснащаются двумя дисками, расположенными на валах четных и нечетных передач. За счет постоянной готовности неактивного вала, переключение происходит очень быстро.

Совет. Выбирая подержанный автомобиль с «роботом», проведите комплексную диагностику

— Пожалуй, основная проблема, с которой сталкиваются владельцы роботизированных коробок, связана с «рывками» и «пинками» на первой-второй передачах. В массе своей, это вызвано программным сбоем, когда РКПП, «задумывается» о том, какую передачу нужно включить следующей. Конечно, без профессиональной диагностики не обойтись, но в 90% случаев достаточно замены программного обеспечения, чтобы коробка стала работать как надо, — говорит эксперт «Картеля», руководитель отдела сервиса АвтоТехЦентра «JPower» Денис Владимиров.

Кстати. Фольксвагеновских «роботов» DSG есть сразу три штуки. Это 6-ступенчатая коробка Borg-Warner DQ-250 с мокрыми сцеплениями, и две 7-ступенчатых от LUK - DQ200 с сухими сцеплениями и DQ500 с мокрыми. Дальними родственниками им приходятся поршевский PDK (разрабатывался совместно с ZF), S-Tronic от Audi и DSG у Bugatti Veyron. Что до аббревиатуры DSG, она означает Dual Shift Gearbox. На немецком это Doppelkupplungsgetriebe, на русском — шуточное «Два Сцепления в Год».

Совет: останавливаясь на светофоре на 5 и более сек., переводите рычаг КПП в нейтраль. Это продлит жизнь «роботу» в разы

Сложность роботизированных трансмиссий по сравнению с традиционной механикой, автоматом или вариатором сделала их более требовательными к эксплуатации. Чаще прочего нужна своевременная замена масла, профилактический осмотр, программирование или замена софта. А из строя выходит, кажется, все подряд – у DSG это привод Mechatronic (отвечает за сведение дисков), двухмассовый маховик, диски сцепления с корзиной, выжимной механизм, вилка выбора передач, подшипники качения.

Автомобилю с «роботом» нужна помощь специалистов, если:

  • появились нехарактерные рывки и тычки;
  • увеличилось время включения или переключения передачи;
  • на приборной панели загораются пиктограммы ошибок;
  • система самодиагностики говорит о перегреве РКПП;
  • время от времени утрачивается связь между двигателем и КПП (у Ford).

Если говорить о фордовском Powerschift, здесь нередко горит проводка и моторы привода сцепления, а рывки и подергивания свойственны лишь Focus III и EcoSport, где использовано «сухое» сцепление. Kuga, Mondeo, Galaxy и S-Max оснащаются коробкой DPS-6 с мокрым сцеплением, ведут себя не в пример лучше, но очень требовательны к своевременной замене масла — это необходимо делать каждые 40-60 тыс. км. И обращайте внимание на состояние исполнительного блока TCM — как правило, он неремонтопригоден и меняется целиком.

— При должном уходе, роботизированные коробки передач — не самый плохой вариант. В Екатеринбурге есть множество Opel и Toyota, где РКПП в идеальном состоянии и новые машины, где «робот» уже сломался. Хотите продлить жизнь коробке? Обслуживайтесь у профессионалов и не забывайте об обслуживании — диагностике, замене масла, профилактике и процедуре адаптации. В JPower приезжала Opel Astra H GTC с пробегом 140 тыс. км. у которой  коробка — в полном порядке, — говорит Денис Владимиров.

Совет: владея автомобилем с роботом с одним сцеплением, проходите процедуру адаптации на каждом регламентном ТО.