Ремонт вариаторов

Как бесступенчатая трансмиссия (бесступенчатая КПП) или, вариатор (у  профессионалов чаще CVT – Continuously Variable Transmission) – отличная альтернатива автомату или механике. Это одновременно и простой, и сложный узел, у которого свои поломки и особенности ремонта. 

Виды вариаторов

На современных автомобилях устанавливают два типа вариаторов:

  1. Клиноременной. Конструктивно – это два шкива (по два диска конической формы на каждом) и промежуточный элемент между ними – клиновидный ремень с сечением в виде трапеции. В зависимости от скорости вращения двигателя меняется диаметр диска и передаточное число. Каждый диск (щека) на шкивах управляется электроникой – датчиками с сервоприводами и центральным блоком управления. 

На первых моделях вариаторов устанавливались ремни (клиноременные вариаторы), в современном исполнении это клиноцепные элементы – цепи со звеньями или специальными металлическими пластинами (на способ передачи тяги не влияет, только на ресурс). 

  1. Тороидальный. Состоит из соосной пары колес (имеют рабочую поверхность в виде сферы) и роликов между ними. Изменение положения роликов по отношению к поперечной плоскости (к расположению колес) влияет на силу трения и увеличивает или уменьшает передаточное число. 

Основными узлами, с которыми связан вариатор в бесступенчатой КПП, являются:

  • Механизм автоматического сцепления – центробежный (применяется технология Transmatic), гидротрансформаторный (самый распространенный), электромагнитный (для вариаторов Hyper) или мокрый многодисковый (представлен в переднеприводных авто с вариаторами Multitronic и Multimatic).
  • Узел передачи реверса.
  • Процессор и исполнительное устройство.
  • Планетарный редуктор. 

Чаще всего вариаторы установлены на автомобилях Ауди, Ниссан, Тойота и Хонда. Реже – на Рено, Ситроен, Додж, Митсубиси, Джип, Вольво. 

Поломки и неисправности вариаторов 

Причиной большинства неисправностей является нарушение температурного режима (перегрев) масла. Это происходит при загрязнении радиатора. 

Признаков неисправности вариатора несколько:

  • Гул в устройстве.
  • Рывки (толчки) автомобиля при нажатии педали газа.
  • Отказ электроники (при неисправности датчиков, полном разряде АКБ).
  • Автомобиль не движется.
  • Включается только задняя передача.
  • Недостаточная динамика или пробуксовки.
  • Неустойчивые обороты двигателя.

 Причины:

1. Электронные – горят индикаторы необходимости диагностики и обслуживания (Service required), или снижения скорости (Slow down).

2. Механические:

  • Залип (завис) редукционный клапан в масляном насосе (попадание продуктов износа).
  • При проведении ремонта залито некачественное трансмиссионное масло или установлены некачественные подшипники.
  • Перегрев вариатора вследствие тяжелых условий эксплуатации (езда в условиях бездорожья, транспортировка прицепа с грузами), или несоответствие эксплуатации авто рекомендациям производителя (не прогревалась коробка, агрессивная езда, длительное движение на максимальной скорости).
  • Поломка гидротрасформатора.
  • Изношены подшипники конусов вследствие попадания продуктов износа в них. 

Механические неисправности при помощи компьютерной диагностики выявляются не всегда, и требуется разборка устройства. Только в этом случае можно обнаружить истинную причину самой сложной и затратной поломки – повреждение вариаторной передачи, связанной с образованием задиров на конусах и торцевых участках ременных сегментов, которые приводят к проскальзыванию ремня между шкивами.

Цена и сроки ремонта 

На стоимость ремонта вариатора влияет состояние конструктивных элементов узла – оно определяется при разборке устройства. Временные потери на ремонт в зависимости от типа вариатора, вида поломки и наличия запчастей составляет 1-3 дня. 

При ремонте вариатора цены на услуги находятся в пределах:

Вид работ

Стоимость, руб.

Время выполнения

Комплексная диагностика

от 1000

20-40 мин.

Капитальный ремонт

25 000 – 80 000

1-3 дня

Ремонт гидротрансформатора

5 500 – 12 000

3-4 ч.

Замена масла

3 500

1-1,5 ч.

Демонтаж/монтаж узла

2 000

1,5-2 ч.

Дефектовка

2 500 – 4 000

1-1,5 ч.

Разборка/сборка узла

3 500/ 4 500

1/2 ч.

Адаптация (калибровка)

2 000

2 ч.

Программирование

3 000 – 12 000

2-4 ч.

Ремонт ЭБУ

6 000 – 15 000

4-5 ч.

Ремонт гидроблока

8 000 – 35 000

4-7 ч.


Вопросы по ремонту
 
  1. Можно ли тянуть на буксире авто с неисправным вариатором?
  2. Варианты удешевления трансмиссионного масла для вариатора?
  3. Обороты двигателя на подъеме плавают в пределах 1,5-2,5 тыс. В чем проблема?
  4. Не включается ни одна передача (машина стоит, двигатель работает), но на щитке отображаются все переключения. В чем проблема?
  5. При снятии рычага с режима парковки – жесткое сдергивание, при медленной езде – рывки. Не помогла и смена масла: симптомы возобновились через 300 км. В чем проблема?