Как бесступенчатая трансмиссия (бесступенчатая КПП) или, вариатор (у профессионалов чаще CVT – Continuously Variable Transmission) – отличная альтернатива автомату или механике. Это одновременно и простой, и сложный узел, у которого свои поломки и особенности ремонта.
Виды вариаторов
На современных автомобилях устанавливают два типа вариаторов:
- Клиноременной. Конструктивно – это два шкива (по два диска конической формы на каждом) и промежуточный элемент между ними – клиновидный ремень с сечением в виде трапеции. В зависимости от скорости вращения двигателя меняется диаметр диска и передаточное число. Каждый диск (щека) на шкивах управляется электроникой – датчиками с сервоприводами и центральным блоком управления.
На первых моделях вариаторов устанавливались ремни (клиноременные вариаторы), в современном исполнении это клиноцепные элементы – цепи со звеньями или специальными металлическими пластинами (на способ передачи тяги не влияет, только на ресурс).
- Тороидальный. Состоит из соосной пары колес (имеют рабочую поверхность в виде сферы) и роликов между ними. Изменение положения роликов по отношению к поперечной плоскости (к расположению колес) влияет на силу трения и увеличивает или уменьшает передаточное число.
Основными узлами, с которыми связан вариатор в бесступенчатой КПП, являются:
- Механизм автоматического сцепления – центробежный (применяется технология Transmatic), гидротрансформаторный (самый распространенный), электромагнитный (для вариаторов Hyper) или мокрый многодисковый (представлен в переднеприводных авто с вариаторами Multitronic и Multimatic).
- Узел передачи реверса.
- Процессор и исполнительное устройство.
- Планетарный редуктор.
Чаще всего вариаторы установлены на автомобилях Ауди, Ниссан, Тойота и Хонда. Реже – на Рено, Ситроен, Додж, Митсубиси, Джип, Вольво.
Причиной большинства неисправностей является нарушение температурного режима (перегрев) масла. Это происходит при загрязнении радиатора.
Признаков неисправности вариатора несколько:
- Гул в устройстве.
- Рывки (толчки) автомобиля при нажатии педали газа.
- Отказ электроники (при неисправности датчиков, полном разряде АКБ).
- Автомобиль не движется.
- Включается только задняя передача.
- Недостаточная динамика или пробуксовки.
- Неустойчивые обороты двигателя.
Причины:
1. Электронные – горят индикаторы необходимости диагностики и обслуживания (Service required), или снижения скорости (Slow down).
2. Механические:
- Залип (завис) редукционный клапан в масляном насосе (попадание продуктов износа).
- При проведении ремонта залито некачественное трансмиссионное масло или установлены некачественные подшипники.
- Перегрев вариатора вследствие тяжелых условий эксплуатации (езда в условиях бездорожья, транспортировка прицепа с грузами), или несоответствие эксплуатации авто рекомендациям производителя (не прогревалась коробка, агрессивная езда, длительное движение на максимальной скорости).
- Поломка гидротрасформатора.
- Изношены подшипники конусов вследствие попадания продуктов износа в них.
Механические неисправности при помощи компьютерной диагностики выявляются не всегда, и требуется разборка устройства. Только в этом случае можно обнаружить истинную причину самой сложной и затратной поломки – повреждение вариаторной передачи, связанной с образованием задиров на конусах и торцевых участках ременных сегментов, которые приводят к проскальзыванию ремня между шкивами.
На стоимость ремонта вариатора влияет состояние конструктивных элементов узла – оно определяется при разборке устройства. Временные потери на ремонт в зависимости от типа вариатора, вида поломки и наличия запчастей составляет 1-3 дня.
При ремонте вариатора цены на услуги находятся в пределах:
Вид работ |
Стоимость, руб. |
Время выполнения |
Комплексная диагностика |
от 1000 |
20-40 мин. |
Капитальный ремонт |
25 000 – 180 000 |
1-21 день |
Ремонт гидротрансформатора |
5 500 – 12 000 |
3-4 ч. |
Замена масла |
3 500 |
1-1,5 ч. |
Демонтаж/монтаж узла |
от 7 000 |
6-7 ч. |
Дефектовка |
2 500 – 4 000 |
1-1,5 ч. |
Разборка/сборка узла |
3 500-18 000 |
1-3 ч. |
Адаптация (калибровка) |
2 000 |
2 ч. |
Программирование |
3 000 – 12 000 |
2-4 ч. |
Ремонт ЭБУ |
6 000 – 15 000 |
4-5 ч. |
Ремонт гидроблока |
8 000 – 35 000 |
4-7 ч. |
Вопросы по ремонту
- Можно ли тянуть на буксире авто с неисправным вариатором?
- Варианты удешевления трансмиссионного масла для вариатора?
- Обороты двигателя на подъеме плавают в пределах 1,5-2,5 тыс. В чем проблема?
- Не включается ни одна передача (машина стоит, двигатель работает), но на щитке отображаются все переключения. В чем проблема?
- При снятии рычага с режима парковки – жесткое сдергивание, при медленной езде – рывки. Не помогла и смена масла: симптомы возобновились через 300 км. В чем проблема?